Всероссийские публикации.


«Орнаментальный подход». Журнал «Русский Мир. RU». Москва, ноябрь 2010. стр. 5; 90-93 (цв. илл.) Автор статьи - Зоя Мозалёва.


russkiy mir 2010 1Весь окружающий нас мир можно видеть совсем иначе, чем мы привыкли. Если присмотреться, можно заметить тысячи мельчайших узоров, из которых сотканы небо, земля, люди – все это помогают увидеть картины Алексея Акиндинова. Об узорах в живописи и в жизни – в разговоре с рязанским художником.

«Это будет твой хлеб»

– Алексей, биография дает скупые сведения – «родился в Рязани, в 1977 году, с 1992 по 1998 учился Рязанском художественном училище им. Г.К. Вагнера, окончил училище по специальности «живопись»… Все эти данные не составляют полного представления о том, когда же появился художник. С какого момента стали ощущать себя живописцем? russkiy mir 2010 2

– Наверное, лет с пяти. У меня дедушка был художником – он поступил в училище, но время было послевоенное, с общежитием была напряженка, и учиться он не смог. Свои нереализованные мечты он, наверное, решил воплотить во мне. Да тут и я добавил повод – разрисовал стены. То ли чтобы спасти обои, то ли потому что решил развивать талант, дедушка стал натягивать мне холст, покупать краски. Кстати, второй мой дедушка тоже был художником. Говорят, что способности передаются через поколение. Мне, видимо, они достались с двух сторон. У меня не было выбора – я должен был стать художником, нельзя же было подвести дедов.

russkiy mir 2010 3– А в школе ваши таланты замечали?

– Помню, как учительница рисования в начальной школе сказала: «Леша, у тебя есть способности, поступай в художественную школу. Это будет твой хлеб». Прямо так и сказала. Я это очень хорошо запомнил.

– Когда же проявились первые признаки тяготения к орнаментализму?

– В художественной школе у меня был учитель Валерий Эрикович Черемин. Он постоянно повторял, что у каждого должен быть свой собственный стиль. И однажды он сказал на занятии, что у меня какой-то особый почерк – те картины, натюрморты, которые мы рисовали в студии, я писал длинными мазочками, из которых получался какой-то непонятный орнамент… Может быть, эту узорность можно считать намеком на орнаментализм. Хотя, конечно, у меня тогда и в мыслях этого не было.russkiy mir 2010 4

– А стиль появился именно в мыслях?

– Конечно, нет. Осознание пришло много позже. Вообще, поначалу, как и все мои сокурсники по художественному училищу, искал свой почерк разумом. Мы все тогда подражали творчеству кого-нибудь из великих. Я, например, тяготел к творчеству Сальвадора Дали. А с определением стиля у меня связана любопытная история. Мое развитие определил один случай, произошедший в 1996 году. Мы реставрировали Скорбященский храм, ацетоном оттирали фрески. И, видимо, я надышался ацетона – потерял сознание. В момент этой недолгой отключки ко мне пришло видение – точно не знаю, Иисус Христос это был или Бог Отец. Помню, что я спросил, как вас писать… Ответа точно не помню. Но вскоре после этого происшествия я заметил – когда пишу картину, невольно вырисовываю узоры. К примеру, рисую ветерана, и часть орденов переношу на его руки, на лицо… Или изображаю человека, пьющего из кружки, и узор с кружки перетекает на персонажа, на интерьер. Тогда я не думал, что это может стать каким-то стилем. Все пришло постепенно. В какой-то момент я вдруг осознал огромные возможности орнаментальной живописи.

russkiy mir 2010 5Узоры реальности

– При том, что все ваши картины испещрены самыми разнообразными узорами, многие считают вас реалистом…

– Вы знаете, когда я осознал свой стиль, именно так его определил – сочетание реальности с орнаментом. Орнамент, просвечивающийся сквозь реальность. Именно в этом я увидел остроту. Несмотря на то, что я стараюсь приблизить свое творчество к правдивому изображению действительности, к реалистам в классическом понимании я, естественно, себя не отношу. Поэтому был очень удивлен, когда меня пригласили стать членом союза реалистов США. Видимо, там искусство уже настолько отдалилось от традиций, что и я абсолютный реалист.

– А у нас еще не отдалилось?

– По крайней мере, не настолько. Конечно, сейчас и у нас, и в Европе, чтобы завоевать популярность, проще создать некий перфоманс. Тем не менее, в России уважение к классике сохраняется. И большинство художников все-таки ищут себя в классическом стиле.

– И все-таки в последнее время и у нас все большую популярность завоевывают нетрадиционные формы подачи. Как вы относитесь к разного рода инсталляциям? russkiy mir 2010 6

– Если честно, мне кажется, что инсталляция как направление в искусстве произошла от беспомощности. Мне кажется, что инсталляции на самом деле появляются от неумения рисовать. Возможно, это вид искусства, но я его не приемлю. Если бы я не знал, что делать, не умел рисовать, а хотел бы, чтобы меня заметили, может, и сделал бы что-то подобное - от беспомощности, от безысходности... Если что-то будет новое в искусстве, то пусть это будет виртуальное, компьютерное, пусть это будет в сети, там, куда мы можем зайти при помощи каких-то виртуальных очков, но не создавая какие-то непонятные объекты, не кроша вату и разбрасывая экскременты.

Музыка на холсте

– Алексей, вас нередко называют основателем орнаментализма…

– Естественно, орнаментализм изобрел не я. Это направление существовало и в музыке, и в литературе задолго до моего появления. И в живописи, само собой, не я первым изобразил орнамент – он существовал бесконечно давно. Просто в станковой живописи его раньше не применяли – наверное, боялись.

– …или, может быть, не замечали его? Вы видите орнамент в обычной жизни?

russkiy mir 2010 7– Орнамента как такового я не вижу, но могу его чувствовать. А вообще, вся наша жизнь – это сплетение узоров. Ведь даже если присмотреться к темноте, станет видно, что она не темная. Она состоит из очень многих структур, из разноцветных узоров. Или если долго лежишь, глядя в небо, видишь в нем какие-то плавающие пузырьки. Реальность вполне можно увидеть в орнаменте, и узор этот живой. У меня и была задача – создавать именно такой узор. Из жизни. Мир пронизывают электромагнитные волны. Волны – не что иное, как узор. Я этот узор переношу на холст.

– А чувства можно изобразить в виде орнамента?

– Конечно. Все органы чувств имеют орнаментальную структуру. Не исключение и «шестое» чувство - интуиция, которая своими таинственными знаками извещает нас о том, что было, есть и будет. У меня есть картина «Парфюмер», на которой я изобразил запах. Музыку я тоже вижу в виде орнамента. К примеру, звук органной музыки для меня связан со строгим геометрическим орнаментом глубокого неброского цвета, какого-то коричнево-зеленоватого оттенка. Звуки флейты пробуждают в воображении веселый растительный узор, окрашенный в белый, желтый, ярко-зеленый цвета – как полевые цветы. russkiy mir 2010 8
– Как восприняли ваш стиль коллеги?

– К моему творчеству было неоднозначное отношение. Даже когда меня принимали в Союз художников, один из членов комиссии шепнул мне, мол, это же не живопись… Тем не менее, и он проголосовал за мое вступление в союз. А вообще, много всего довелось услышать. К примеру, говорили, что это «неказистая вязка и штопка деревенских половичков». Мои картины сравнивались с паутинкой, которая «улавливает светлые души», а я – с «черным пауком», в душе которого «цветет чертополох». Один искусствовед сказал так: «Это своего рода реставрация еще не созданного шедевра. Шедевр еще не создан, а его уже реставрируют». Так что много интересного приходилось выслушивать.

Картинные судьбы

– А когда пришло признание?

– Первая победа – 2008 год. Картина «Танец смерти» победила в международном конкурсе «Тема смерти в современном искусстве». Эта работа сейчас находится в Новосибирском музее погребального искусства. Туда перекочевало уже несколько моих картин. Поначалу меня пугала мрачность темы, а потом я понял философское отношение к смерти организатора этого музея.

– У многих ваших картин необычные судьбы…

russkiy mir 2010 9– Мне нередко говорят, мол, зачем ты продаешь картины? Я считаю, что, когда продаю или дарю картины, это воздается сторицей. Энергия, вложенная в их создание, возвращается в большем объеме. Сейчас по разным концам света распространено не менее 150 моих картин. И у каждой из них своя судьба. Некоторые отправились в Германию, во Францию, в Америку… Одно из полотен уехало в Италию, там по сложному «подарочному» пути попало к известному кутюрье Роберто Кавалли. Недавно делал портрет дочери одного высокого дагестанского политического деятеля. Сейчас закончил работу над картиной «Юнона и Авось», которую заказали в подарок Марку Захарову. Кто знает, куда судьба направит мои работы…

– У вас немало картин большого формата, и все они испещрены мельчайшими узорами. Такая трудоемкая работа не утомляет?

– Это не составляет для меня труда. В этот момент я могу разговаривать, слушать, обсуждать самые обычные повседневные вещи. Я наоборот, успокаиваюсь, прорисовывая узорную вязь... Время от времени мне чуть ли не с пеной у рта доказывают, что я создаю свои картины с применением трафарета – аргументируют тем, что невозможно вручную сделать абсолютно идентичные узоры. Я даже ради интереса сделал трафарет, попробовал создавать узоры с помощью шаблона. Убедился, что это невозможно. Холст под нажимом прогибается, краска расползается, красивого оттиска не получается. Так что создание орнаментальной живописи подвластно только кисти.

– Алексей, говорят, что некоторые могут «читать» ваши картины…

– У многих символов есть общепринятые значения. И когда я рисую, к примеру, картину на заказ, всегда спрашиваю, какие пожелания заложить – богатство, успех, благополучие, успешное замужество… Все это можно включить в символьное значение. Я стал этим интересоваться уже после того как увлекся орнаментальной живописью. Тем интереснее было узнать, какие неожиданные совпадения обнаружились в моих картинах, когда я еще не знал значения символов. Видимо, необходимые знаки приходили сами собой… Потом, конечно, взялся за изучение символов. Много нового для себя открыл в окружающем мире. К примеру, мало кто догадывается, что «М» на мужских туалетах – это символ роженицы, а «Ж» на дамских – знак жизненной силы. Вот такой юмор. Сейчас я умею расшифровывать символы, но стараюсь чересчур на этом не зацикливаться. Символьное значение – это только как приправа к основному блюду. Для меня картина в первую очередь произведение искусства. Я пишу душой, а не умом. Иногда нарисуешь, а потом понимаешь, почему все получилось именно так.

Укрепление души

– Очень многие художники вынуждены отказываться от своего призвания – одной живописью крайне сложно заработать на жизнь.

– С этим тяжело. Мне хорошим подспорьем служит монументальная живопись – расписываю стены в модных кафе, салонах. Не зря, наверное, я начинал с рисунков на обоях… Один салон интерьера мне частенько подкидывает такие заказы, за что я, конечно, очень благодарен. На этом удается зарабатывать. Вот, к примеру, смог издать каталог картин за 140 тысяч. Если бы не роспись, откуда художнику взять такие деньги?

– Не менее трудная сторона жизни художника – добиться признания.

– Да, и это сложно. Увы, очень многие отказываются от своего призвания именно из-за того, что не находят никакой поддержки. Трудно быть постоянно неоцененным. Быть признанным художником в Рязани почти невозможно. Долгое время меня лучше знали, к примеру, в Америке, в Европе, в Москве, чем дома.

– Художники, как правило, всегда сомневаются в себе. Это не мешает реализовывать себя как творца?

– Неуверенность – одна из наших русских черт. Но при этом неуверенность у художников, как правило, сочетается с проявлениями мании величия. Я уверен, что если у художника нет высокого самомнения, он не сможет вынести тот огромный груз, который несет на себе, иначе он перестанет писать. Но я всегда во всем сомневаюсь, даже в своем стиле. До тех пор, пока мы сомневаемся в чем-то, мы люди... Здесь двоякий момент: должен сомневаться, но сохранять энтузиазм своего дела, своей работы. И еще никогда нельзя останавливаться, надо всегда двигаться вперед. И не бояться сумасбродных идей. Без лоска авантюризма, без каких-то безумных идей невозможно продвинуться вперед. Быть сухарем слишком скучно. Всегда должно быть какое-то напряжение, электричество.

– В чем вы видите предназначение искусства?

– У меня иногда складывается впечатление, что очень многие телевизионные программы, публикации направлены на разрушение основных человеческих понятий. Нам навязывают искусственные идеалы. И очень важно при всех этих атаках сохранить ценности. Все они заложены в 10 заповедях. А то, что нам запудривают мозги программами, которые разрушают основы, обернется тем, что наш генофонд потерпит существенные убытки. Конечно, сильные личности выдержат эту атаку, но мне жалко слабых – они могут сломаться. Мне кажется, основная роль искусства – помогать противостоять этому агрессивному воздействию. Искусство укрепляет душу человека.

Зоя МОЗАЛЁВА, Москва.


Фотоснимки бумажной версии журнала «Русский Мир.RU». Москва, ноябрь 2010:
Фото 1: 1-я страница обложки журнала «Русский Мир.RU», Москва, ноябрь 2010.
Фото 2: Стр. 4-5: оглавление журнала, стр. 5 - на фото сверху: режиссёр и актёр кино, Лауреат премии "Оскар" - Владимир Меньшов (статья о нём на стр. 32), на фото в центре - Алексей Акиндинов и его картина "Баловень" (автор фото - Антон Беркасов). Анонс статьи об Алексее акиндинове "Орнаментальный подход" (стр. 90).
Фото 3: Фотоснимок с 5-ой страницы журнала «Русский Мир.RU», Москва, ноябрь 2010. Редакционный совет Фонда "Русский Мир". На фото сверху: режиссёр и актёр кино, Лауреат премии "Оскар" - Владимир Меньшов, на фото в центре - Алексей Акиндинов и его картина "Баловень" (автор фото - Антон Беркасов.)
Фото 4: Фотоснимок с бумажной версии журнала, стр. 90-91. Рубрика "культура", статья о творчестве Алексея Акиндинова "Орнаментальный подход", автор - Зоя Мозалёва. На фото - Алексей Акиндинов и его картина "Баловень", автор фото - Антон Беркасов.
Фото 5: Стр. 90 - начало статьи "Орнаментальный подход". Рубрика "Культура", статья о творчестве Алексея Акиндинова "Орнаментальный подход", автор - Зоя Мозалёва. На фото - Алексей Акиндинов и его картина "Баловень", автор фото - Антон Беркасов.
Фото 6: Стр. 91 - продолжение статьи "Орнаментальный подход". Рубрика "Культура", статья о творчестве Алексея Акиндинова "Орнаментальный подход", автор - Зоя Мозалёва. На фото - Алексей Акиндинов и его картина "Баловень", автор фото - Антон Беркасов.
Фото 7: Фотоснимок со страниц 92-93 журнала «Русский Мир.RU», Москва, ноябрь 2010. Продолжение статьи об Алексее Акиндинове. Цветные иллюстрации картин Алексея Акиндинова, сверху-вниз, слева-направо: "Портрет Аминат", "Портрет Аллы Пугачёвой", "Дочь утреннего света. Портрет Анастасии Кольской", "Портрет Владимира Путина".
Фото 8: Стр. 92 - продолжение статьи об Алексее Акиндинове. Цветные иллюстрации картин Алексея Акиндинова, сверху-вниз: "Портрет Аминат", "Портрет Аллы Пугачёвой",
Фото 9:Стр. 93 - продолжение статьи об Алексее Акиндинове. Цветные иллюстрации картин Алексея Акиндинова, сверху-вниз: "Дочь утреннего света. Портрет Анастасии Кольской", "Портрет Владимира Путина".

bottom